6
Токийские такси мы трогать не станем. Да, их есть, и много. В случае
чего сядете и поедете - за неплохую денежку, разумеется. Просто имейте
при себе записанный латиницей или кандзи адрес гостиницы и покажите его
таксисту.
Автобусы в Токио... Хм. Да, и они иногда попадаются. Но с ними я не разбирался по причине непрактичности.
Велосипеды. По улицам их стоит масса, но активных велосипедистов куда
меньше, чем в Киото. То ли я в неподходящее время и по неподходящим
местам ходил, то ли еще что. Не суть. Главное, что в Токио пользы от
велосипеда куда как меньше, чем в Киото: город значительно больше,
ориентироваться в нем куда труднее. Поэтому данный способ передвижения
мы тоже оставим за рамками повествования. Иностранцев на велосипедах я
видел, так что, наверное, в аренду байк взять можно. Где - ищите сами.
Основным способом перемещения по Токио являются железная дорога и метро.
Железные дороги управляются как уже известной нам JR, так и прочими
компаниями. Ключевая линия - кольцевая линия JR Яманотэ (Yamanote 山手,
иногда 山ノ手) в виде петли, сильно вытянутой с севера на юг. Она
насчитывает три десятка станций и проходит через все ключевые районы
Токио, включая центральный вокзал. Поезда по этой линии ходят в обоих
направлениях, время прохода полукольца - примерно тридцать минут. С
очень большой долей вероятности ваша гостиница будет располагаться в
пределах 10-15 минутах ходьбы от одной из станций этой линии, так что
использовать ее вы будете весьма интенсивно. Полный список станций
следующий (против часовой стрелки):
Синдзюку (Shinjuku 新宿), Ёёги (Yoyogi 代々木), Харадзюку (Harajuku 原宿),
Сибуя (Shibuya 渋谷), Эбису (Ebisu 恵比寿), Мэгуро (Meguro目黒), Готанда
(Gotanda 五反田), О:саки (Osaki 大崎), Синагава (Shinagawa 品川), Тамати
(Tamachi 田町), Хамамацутё: (Hamamatsucho 浜松町), Симбаси (Shimbashi 新橋),
Яракутё: (Yurakucho 有楽町), То:кё: (Tokyo 東京), Канда (Kanda 神田), Акихабара
(Akihabara 秋葉原), Окатимати (Okachimachi 元浅草), Уэно (Ueno 上野),
Угуисудани (Uguisudani 鶯谷), Ниппори (Nippori 日暮里), Ниси-ниппори
(Nishi-Nippori 西日暮里), Табата (Tabata 田端), Комагомэ (Komagome 駒込), Сугамо
(Sugamo 巣鴨), О:цука (Otsuka 大塚), Икэбукуро (Ikebukuro 池袋), Мэдзиро
(Mejiro目白), Такаданобаба (Takadanobaba 高田馬場), Син-о:кубо (Shin-Okubo
新大久保駅).
В дополнение петля пересекается поперек (с востока на запад) двумя
линиями Тюо: Chou/Sobu - медленная, и Chou Rapid - быстрая. На западе
обе сходятся на станции Синдзюку. На восток от Синдзюку обе линии идут
вместе до станции Отяняномидзу (Ochanomizu), где расходятся: первая
пересекается с кольцевой на станции Акихабара, вторая уходит к югу - к
вокзалу Токио. К востоку и западу от Яманотэ обе линии уходят дальше, в
другие районы Большого Токио.
Также восточная часть кольца дублируется линией Кэйхин-Тохоку
(Keihin-Tohoku), а западная - линией Сайкё:/Ринкай (Saikyo/Rinkai).
Запоминать приведенный выше список станций и дорог не нужно. Рискну
предположить, что линия Яманотэ удовлетворит все ваши нужды, а на ней в
поездах установлены электронные дисплеи, показывающие каной, кандзи и
латиницей список станций по кольцу, текущее положение поезда и время
прибытия на каждую станцию на половину кольца вперед.
Назначение поездов на линии Яманотэ указывается в виде двух ближайших
крупных станций в данном направлении, например "Икэбукуро и Синдзюку".
Не волнуйтесь: это вовсе не означает, что на этих станциях придется
вылезать и ждать другой поезд. Это всего лишь ориентир движения. При
прибытии на первую крупную станцию назначение поезда автоматически
сменится (например на Икэбукуро - на "Синдзюку и Сибуя"). Аналогичные
таблички висят на станциях, обозначая направление движения по данному
пути.
Наконец, станции в поездах объявляются и на японском, и на
английском, так что здесь полностью применимы ключевые слова из раздела о
железных дорогах (в частности "цуги ва" и "мамонаку"). И даже если вы
сели на поезд не в ту сторону, максимум за час вы проедете все доступные
станции и вернетесь в исходную точку. Так что заблудиться невозможно.
Альтернативным методом перемещения является метро. В Токио оперируют
две компании: "То:кё: метро" (Tokyo Metro) и "Тоэй" (Toei). Вы можете
покупать однодневные проездные как на линии только одной из этих
компаний (700 йен), так и комбинированные (1000 йен). Карту метро и
городских железных дорог вы можете скачать со странички
http://www.tokyometro.jp/global/en/service/routemap.html, причем в
наличии есть не только японская и английская, но и русская версия.
Рекомендую английскую - русская в Токио бесполезна. Впрочем, схема линий
доступна на стенных панно на каждой станции.
Оплата проезда на метро и железных дорогах осуществляется в
автоматах. Не забывайте, автоматы для железной дороги и для метро
разные. Как уже описывалось выше, ищете на схеме нужную станцию,
смотрите стоимость проезда (одна и та же независимо от типа транспорта),
покупаете в автомате билет на соответствующую сумму и едете. Типовые
стоимости проезда на метро внутри Токио - 160, 190 и 230 йен, по
железной дороге - от 130 до 250 йен. Если вы не можете найти станцию на
схеме, ищите ее название в простом списке рядом. Или же платите
минимальную сумму, после чего доплачивайте при выходе.
С учетом указанных стоимостей увлекаться проездными не советую - вряд
ли окупятся. Скорее всего, вы будете совершать три, максимум четыре
поездки в день, так что универсальный дневной проездной на метро не
окупится точно, а проездной только для одной компании окупится с
вероятностью процентов в 50.
Далее по тексту основным ориентиром в Токио будут выступать станции линии Яманотэ.
Выжить можно везде, хоть на Северном полюсе. С одним, разумеется,
условием: что кормить будут хотя бы пару раз в день. Но вот с кормежкой
на Японщине у бака гайдзина могут возникнуть проблемы. Не в том смысле,
что не найти или не дадут - а в том, что нужно понимать, что
заказываешь. Конечно, можно просто тыкать пальцем в меню или в муляжи
блюд на витрине в надежде, что смесь окажется не слишком ядовитой - но
такого рода экспромты без тщательной предварительной подготовки могут
повлечь за собой непредсказуемые результаты. Вплоть до отпуска,
проведенного в гостиничном номере не далее двух шагов от туалета.
Целью данного раздела является дать представление об основных классах
блюд, а также о методах поведения в точках общепита. Я постараюсь не
слишком перегружать его лексикой, но некоторые основные кандзи таки
приведу. В приложении приводится существенно более развернутый список
(хотя и он покрывает лишь мизерную часть того, что сам может попасться).
На тот случай, если вам повезет наткнуться на заведения с английскими
меню, я привожу и английскую транскрипцию, но имейте в виду: такие меню
встречаются довольно редко. Так что заучивайте кандзи наизусть.
Японская кухня стоит на четырех китах: рисе, лапше, морепродуктах и
мясе. Один из первых двух ингредиентов обязательно используется в
традиционных блюдах японской кухни. Добавками к ним может являться что
угодно: разнообразные овощи, мясо, морепродукты и так далее. Собственно,
без добавок рис или лапшу найти достаточно сложно.
Запомните термин, который не раз выручит вас в незнакомой местности:
бэнто (bento 弁当). Вариант названия - экибэн (駅弁), встречается на
железнодорожных станциях и в аэропортах. Это готовый завтрак в упаковке,
который можно потреблять как разогретым, так и холодным, продающийся в
киосках и практически всех магазинах, торгующих едой. Упаковка может
выглядеть как мини-поднос, закрытый прозрачной крышкой, сквозь которую
видно содержимое, так и обычной картонной коробкой (тогда содержимое
перечислено и нарисовано на упаковке). Бэнто состоит из нескольких
компонентов (обычно риса или лапши, мяса, рыбы, овощей и прочего),
разложенных по разным отделениям. Если вы не можете найти точку общепита
(маловероятно, но все же) или просто хотите пообедать в номере или в
поезде, покупайте бэнто. Его стоимость начинается примерно от 400 йен,
типовой бэнто стоит в диапазоне 500-800 йен. Попадаются, разумеется, и
куда более дорогие варианты. Учтите, что если в магазине при покупке
бэнто вам задают вопрос, завершающийся на "... табэмас ка?" ("...будете
кушать?"), то имеется в виду, нужно ли его разогревать. Если согласитесь
("хай!"), вам тут же разогреют его в микроволновке.
К бэнто всегда прилагаются одноразовые палочки - хаси (箸). Да-да,
именно так: палочки. Найти в Японии место, где дают вилки, практически
невозможно. Такое водится только в ресторанчиках западного стиля, хотя
однажды мне предложили одноразовую вилку и в магазине. Можете спрашивать
"фо:ку" (англ. Fork), но шансы на успех невелики. Так что настоятельно
рекомендую освоить работу палочками до приезда в Японию, чтобы ненароком
не нажить из-за нервов язву желудка. Где взять? Например, закажите
домой набор суси в ресторане, предлагающем такую услугу. Выйдет не
слишком дорого, и в комплекте с едой будут и палочки. Заодно оцените,
стоит ли рассчитывать в Японии на такую еду (хотя, говорят, японская еда
в России отвратительна и куда хуже той, что в самой Японии).
При планировании бюджета следует исходить из стоимости плотного обеда
в районе 600-800 йен. Разумеется, в дорогом ресторане можно покушать и
на 5-6 тысяч йен и выше, но сейчас я рассматриваю демократические
варианты обеда в уличной точке общепита (не в МакДональдсе, разумеется,
где все дороже и невкусно) либо бэнто. Итого в день вполне можно
уложиться в 2000-2500 йен, даже не слишком себе отказывая в маленьких
радостях типа пакета напитка или шоколадки. Учтите, однако, что в Токио
найти дешевую точку общепита может оказаться нетривиально (хотя и не
чрезмерно трудно - потребуется лишь хорошенько поискать). Напоминаю,
курс йены к рублю - 3:1.
Замечание в сторону: среднемесячная зарплата в Японии - около 4,5
тысяч долларов в месяц. Задачка для третьеклассника: насколько в России
средняя зарплата выше, если несытно и невкусно поесть в "Шереметьево"
стоит минимум 600 рублей?
Далее перечислим некоторые классы блюд японской кухни. |