Хоррор & Саспенс Семь моих попыток написать оригинальное, остроумное и яркое вступление с треском провалились. Поэтому перехожу сразу к делу. Вообще, сравнивать хоррор и саспенс - занятие глупое и неблагодарное хотя бы потому, что хоррор - это жанр, а саспенс - это прием (используемый в различных жанрах, в хорроре в том числе). Так что сравнивать я ничего не буду, а просто расскажу и о том, и о другом по порядку. Хоррор - это ужастик. Хоррором (от англ. horror - ужас) его, наверное, называют для солидности. Этому жанру примерно столько же лет, сколько кинематографу в целом. Первым ужастиком считается французская короткометражка «Замок Дьявола», снятая в 1896 году. Объяснять, что такое ужастик, я думаю, нет большой необходимости. Ужастик - это когда зрителя пугают, неважно чем: демоническими силами, концом света или маньяками и сумасшедшими. Одним из лучших образцов ужастика является фильм «Хэллоуин» Джона Карпентера. Этот фильм сильно повлиял на развитие жанра, хотя и премий никаких не получил. Одна из причин, по которым фильм при довольно-таки скромном бюджете, имел огромный успех, - это использование пресловутого саспенса. Многие считают хоррор примитивным жанром. А между прочим, в нем работали такие выдающиеся режиссеры, как Стэнли Кубрик, Фрэнсис Форд Коппола и Альфред Хичкок. Теперь о саспенсе. Suspence переводится с английского как «беспокойство, ожидание». Саспенс - это даже не столько прием, сколько набор различных приемов, призванных удерживать зрителя в состоянии постоянного напряжения, беспокойства, а возможно и страха. Такими приемами могут являться крупные планы, дробный монтаж, игра со временем и, конечно, музыка. Первым использовать саспенс в кино начал помянутый уже Альфред Хичкок. Один французский режиссер (Франсуа Трюффо) сказал однажды: «Кино, которое делает Хичкок, до такой степени концентрирует внимание публики на экране, что арабские зрители перестают лущить свои орешки, итальянцы забывают закурить сигарету, французы оказываются не в состоянии заигрывать с соседкой, шведы - заниматься любовью между рядами, греки… и т.д.». В саспенсе очень важна осведомленность зрителя. Там, где есть тайна нет саспенса. Поясню на простом примере, который нередко приводил сам Хичкок. Представьте себе комнату, в которой сидят люди и болтают обо всякой ерунде. И тут - бац! - взрывается бомба. Зрители, быть может, подавились попкорном, но переживать такая сцена их не заставила. А если бы зрители заранее знали, что под столом заложена бомба? На экране чередовались бы смеющиеся лица ни о чем не подозревающих собеседников и часовой механизм, отсчитывающий секунды. Публика переживает за судьбу персонажей - услышат ли тиканье, успеют ли уйти? И если какой-нибудь особо эмоциональный зритель выкрикнет: «Да хватит болтать, тут же бомба!» - значит, саспенс удался. Автор: АМ!, У-литка.ру |