Не судите, да не судимы будете;
Ибо каким судом судите, таким будете судимы;
И какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
Евангелие от Матфея, глава 7, стих 1-2
Никакая цель не высока настолько, чтобы
оправдывать недостойные средства для её достижения.
Альберт Эйнштейн
В растущей тьме принёс я клятву бунтаря,
Ведь мне никто не в силах будет помешать.
Дорогою грехов, стирая будущее сами,
Пугающий конец идём встречать.
В растущей тьме принёс я клятву бунтаря,
И мне никто не в силах будет помешать.
Настанет день, и я смогу всем мира нового
Сияние света показать.
Nightmare «The world»
Смотреть онлайн аниме Смотреть онлайн фильм
Что стало бы с миром, если один человек получил бы возможность судить других по своему усмотрению?
Наши дни. Налаженная жизнь старшеклассника Ягами Лайта идёт своим чередом. У него замечательная семья, он лучший ученик школы, мечтающий стать полицейским, его ждёт блестящее будущее.
В это время в мире шинигами один заскучавший бог смерти Рюук отправляет свою тетрадь в человеческий мир в надежде развлечься.
Правила Тетради смерти:
Человек, чьё имя будет записано в тетради, умрёт.
Пишущий должен знать имя и лицо жертвы – таким образом, люди с одинаковыми именами и фамилиями не умирают.
Если причина смерти не указана в течение сорока секунд после написания имени, то человек умрёт от сердечного приступа.
Человек, использующий тетрадь, никогда не попадёт ни в рай, ни в ад.
Тетрадь станет частью реального мира, когда коснётся земли.
Аниме-сериал «Тетрадь смерти» (английское название «Death Note») был снят Тетсуро Араки в 2006 году по манге Цугуми Ооба (сюжет) и Такеши Обата (графика). Также идея манги легла в основу двух полнометражных одноимённых фильмов. В 2007 году на суд зрителей был вынесен спецвыпуск – оригинальный сюжет в виде повествования бога смерти Рюука.
Будет неправ тот зритель, который увидит в этом аниме один лишь мистический детектив с лёгким уклоном в готику. Один из известнейших в своём жанре сериалов (не только в Японии и России, но и во всём мире) гораздо глубже в своей основной идее, чем может показаться на первый взгляд.
Изначально герой исполнен, казалось бы, возвышенных надежд – очистить мир от зла. Но человек в силу своего несовершенства не может разумно отделить хорошее от плохого.
Сначала Лайт убивает преступников, тех, кого считает угрозой для благополучия общества, «прижигает язвы на теле человечества». Но впоследствии он заботится лишь о сохранности своей тайны, истребляя людей, опасных только для него, мешающих ему, препятствующих воплощению его мечты. Роя яму другим, он сам опускается в неё всё ниже и ниже, из орудия возмездия он превращается в самого обыкновенного убийцу.
«Убив всех преступников на земле, единственным злодеем останешься ты», - говорит Рюук. Бог смерти занимает позицию зрителя, с интересом наблюдая за всё более закручивающейся спиралью интриги и становясь бесстрастным свидетелем деморализации Лайта, для которого не остаётся ничего святого. Он готов принести в жертву своей идее самых родных и близких ему людей – отца и сестру. Он, пользуясь доверием, дружбой, любовью окружающих, доходит до края пропасти подлости человеческой. В его глазах размывается граница между добром и злом. Совесть Лайта замолкает, он начинает действовать по принципу «цель оправдывает средства».
Абсурдная и утопичная мечта Ягами продиктована ни чем иным, как гордыней, которая, как известно, мать всех пороков. Герой возомнил себя судьёй, вольным казнить или миловать.
Но всё вышесказанное – это только первый, наиболее заметный зрителю идейный пласт. На самом же деле фундаментальная мысль сериала – это мысль о том, что жажда власти превращает самого заурядного человека в чудовище, уничтожая все прочие (изначально, быть может, даже благородные) стремления к справедливости и благу.
Когда деятельность Киры достигает своего апогея, против него выступает загадочный детектив под псевдонимом L (Эл), который на поверку оказывается странноватым болезненного вида пареньком лет восемнадцати, страдающим от своего крайнего одиночества.
Начинается «битва умов», противостояние двух гениев, каждый из которых пытается просчитать шаги другого.
Эл был близок к победе в этой войне – только протяни руку, но его, легендарного детектива, который никогда не ошибался, погубила… дружба с Лайтом, который, будучи сыном полицейского, работающего под началом Эл, попытался задушить сопротивление в корне, разрушить его изнутри.
«Я заставлю тебя мне доверять, и когда ты мне скажешь всё, что я хочу знать, я убью тебя, клянусь».
Эл вплотную подошёл к раскрытию «дела Киры», рассматривая кандидатуру Лайта Ягами, но отказался от своей догадки, не позволив себе усомниться в своём первом и единственном друге. Он заставил умолкнуть голос рассудка в сравнении с чувствами и поплатился за это собственной жизнью. Лайт выиграл финальную дуэль с Эл, убив его чужими руками и проявив при этом поразительное лицемерие. «Врагов имеет в мире всяк, Но от друзей спаси нас, Боже!»
После смерти детектива, несмотря на свой юный возраст, расследование продолжают его преемники, воспитанники того же детского дома, где вырос Эл. Они, такие разные - холодно-расчётливый Нир и импульсивный Мелло – «два мира чувств и понятий, неспособные сообщаться» - объединяются для достижения главной своей цели – поимки Киры, мстя тому за гибель своего наставника.
«Death Note», как своеобразная философская притча, интересна зрителю ещё и тем, что образ главного героя – это образ человека. Человека, на месте которого мог бы оказаться каждый – при определённых обстоятельствах. Проблема главного героя – это ещё и проблема духа, проблема испытаний, проблема искушений, проблема Совести.
После того, как Лайт впервые использовал тетрадь, он ужаснулся самому себе, своему хладнокровию, с которым совершил преступление. «Я… я убил… я убил двух человек… Жизнь – это не игрушка!.. Имею ли я право наказывать их?».
Но этот порыв чистой, незапятнанной души, отчаянный крик совести длился совсем недолго.
«Нет… подожди… Это именно то, о чём я всегда мечтал! Этот мир разлагается, отбросы должны умереть! Кто-то… Кто-то должен это сделать! Даже если это будет стоить ему души и разума!.. Этот мир нужно очистить! Допустим, кто-нибудь другой нашёл бы эту тетрадь. Смог бы он избавить этот мир от бесполезных людей? Конечно же, нет! Но я могу. Я смогу! Нет… Я единственный, кто сможет! Я воспользуюсь тетрадью смерти, чтобы изменить мир!» - говорит он. Именно с этой секунды и начинается необратимый процесс нравственного падения героя. Лайту можно противопоставить Мису Аманэ. К ней в руки тоже попала тетрадь смерти (вторая в человеческом мире), однако она не лелеяла грандиозных планов по переустройству мира, как Кира. Она даже не стала мстить за смерть своих родителей, хотя имела возможность. Из слепой любви к Ягами, которой он просто пользовался и которой он откровенно тяготился, она укоротила свою жизнь на три четверти, дабы помочь ему. Любовь к Лайту только усиливается восхищением Кирой. У Аманэ не вызывает страха и отвращения тот факт, что её любимый – серийный убийца, наоборот, у неё возникает желание помогать ему – всё то время, пока Миса была рядом с ним, Лайт обманывал её, представляя себя в розовом свете как благородного борца за справедливость; использовал влюблённую девушку как удобное орудие, также, как позднее будет использовать Токаду Кийоми…
К финалу истории герой превращается в полубезумного фанатика, с маниакальным упорством цепляющегося за свою идею, ставшую смыслом всей его жизни и вызывающего лишь смешанную с презрением жалость.
В конце последней серии создатели используют приём контраста, показывая всю глубину пропасти между нынешним Лайтом – несчастным, потерявшим себя человеком, и тем беззаботным юношей, которым он был когда-то, подростком, которого не заботил вопрос об эфемерном благе человечества… На основе сериала создано неимоверное количество фанфиков - от серьёзных повестей ангстово-драматического жанра до коротеньких юмористических зарисовок, почву которым дают не только фантазия зрителей, но и всевозможные характерные детали фильма – вспомнить хотя бы ставший почти хрестоматийным возглас главного героя «Я стану богом нового мира!», пристрастие Рюука к яблокам или привычку Эл строить башенки из кусочков сахара, сидя в позе кузнечика.
Хотелось бы отметить великолепное звуковое сопровождение Кавая Кэндзи при участии Ёшихисы Хирано и Хидеки Таниучи, а также оригинальные саундтреки групп Nightmare («The world» - опенинг, «Alumina» - эндинг) в первой части и Maximum the hormone («What’s up, people?!» - опенинг, «Zetsubo Billy» - эндинг) во второй части.
К явным недостаткам фильма можно отнести то, что «Death Note» разделила судьбу большинства своих собратьев и предстала перед зрителями с синхронным одноголосым озвучиванием, хотя и выполненным на совесть Nothingом (первые шесть серий) и Cuba 77 (все остальные). К слову, очень немногие аниме в нашей стране удостаиваются полного многоголосого дубляжа – большая часть фильмов либо не озвучивается вообще и идёт с субтитрами, либо это полупрофессиональный одноголосый перевод.
В заключение хотелось бы сказать, что «Тетрадь смерти», несмотря на то, что некоторые отаку относят её к числу «аниме для блондинок», не оставит равнодушными не только поклонников жанра, но и всех, привыкших думать, размышлять, сопоставлять.