Анимация – чрезвычайно трудоемкий процесс, требующий кропотливости и терпения. Одна секунда экранного времени – это двенадцать кадров-картинок, каждую из которых нужно прорисовать и – чаще всего – раскрасить. Разумеется, средства автоматизации процесса изготовления мультфильмов разрабатывались с того самого момента, когда было начато изготовление первого мультфильма. Но вот в мультипликацию пришли компьютеры… Процесс изготовления анимации кажется простым: берется последовательность рисунков и проигрывается в заданном порядке. При наличии готового материала помощь компьютера, по большому счету, не требуется – с этим вполне справляется оператор, вооруженный камерой. Но ключевая проблема состоит в том, чтобы подготовить готовый материал, нарисовать ту самую серию рисунков. Как только не изощрялись аниматоры, чтобы сэкономить силы и время! Какие-то методы впоследствии забылись, но какие-то получили общее признание – и перешли практически без изменений в компьютерные программы. Итак, на чем делать мультфильмы? Какое программное обеспечение купить (да-да, именно купить – бесплатных программ для анимации, можно сказать, нет) и поставить себе на компьютер? Как и в любой другой области, всё зависит от вашего желания и ваших потребностей. Стоит упомянуть о том, что для правильного использования любой из основных программ для анимации вам потребуется не просто умение рисовать, но умение рисовать именно на компьютере. Как именно – дело ваше. Можно пользоваться только мышью, векторные редакторы позволяют творить с её помощью настоящие чудеса. Можно использовать специальные планшеты с цифровыми ручками (основные производители – Wacom и Genius). Впрочем, любой из этих редакторов можно использовать и для работы с оцифрованными рисунками – вы можете взять свою серию картинок, загрузить её – и получить на выходе готовый мультфильм. Но сейчас речь не об этом. По-хорошему, для разбора каждой из этих программ требуется отдельная статья. Поэтому коротко и только основные моменты. 1. Toon Boom (http://www.toonboom.com/) Это целое семейство программ для анимации, в котором нашлось место и для домашнего пользователя, и для профессиональных мультипликаторов. Цена начинается от 300 долларов США. Этот редактор предназначен, в основном, для покадровой анимации, т.е. каждый кадр всё равно нужно рисовать, для чего имеется целый набор соответствующих инструментов. Но при этом Toon Boom имеет достаточно большое количество средств автоматизации процесса: начиная с простого копирования-вставки и заканчивая довольно продвинутыми вещами – вроде траектории движения и создания целого символа для использования в разных местах. Toon Boom имеет преданных поклонников в России, которые на общественных началах переводят интерфейс и уроки. С помощью этого редактора делалась куча различных мультфильмов, например, «Simpsons The Movie». 2. TV Paint Animation (http://www.tvpaint.com/) TVP – это только покадровая анимация и опять же – целое семейство программ. Цена начинается от 250 евро. В этой программе есть очень богатый набор инструментов для рисования, сравнимый только что с Adobe Photoshop: несколько вариантов наборов кистей и карандашей, различные линии и фигуры. С обработкой изображения сложнее – вернее, практически никак. Но всё равно это больше, чем в Toon Boom. А вот автоматизации в полном её понимании – нет. Т.е., копировать и вставлять кадры и фигуры можно, что, конечно же, избавляет от части работы, но больше ничего нельзя. Кроме того, TVPaint под Windows – прямой наследник версии под DOS, у него остались некоторые DOS-овские примочки, которые определенно затрудняют работу. И еще один момент. TVPaint – это один из самых нераскрученных редакторов в России. Соответственно, найти качественное пособие на русском языке практически невозможно, не говоря уже о русском интерфейсе 3. Anime Studio Pro (http://my.smithmicro.com/) Это, пожалуй, самый дешевый продукт для 2D анимации. Стоимость пакета – 200 долларов США. Говорят, на ASP делают всё аниме. Я в это не верю, но чего только не бывает в подлунном мире. Тем не менее, эта программа наиболее проста для освоения. В этом редакторе автоматизации процесса – море. Можно сказать, что его создавали ради автоматизации. Правда, в ущерб рисованию. Но и рисовать в нем можно. Самое большое достоинство – это так называемые «кости», которые позволяют создавать «скелет» персонажа. «Мясом» будут служить рисунки – векторные или растровые. С помощью «костей» можно сделать много сногсшибательных вещей. Но, как и любому другому искусству, этому придется долго и вдумчиво учиться. Есть еще замечательный инструмент - камера, с которой можно работать, практически как с настоящей. В общем, к нему надо приноровиться. И если приноровился, то сделать в ASP приличный мультфильм будет проще простого. Есть довольно развитое русскоязычное сообщество пользователей этой программы, так что с переводами, надстройками и туториалами проблем не будет. 4. Adobe Flash Professional (http://www.adobe.com/products/flash/) Бывший продукт компании Macromedia, перекуплен Adobe и многократно улучшен. Последняя версия (CS4) стоит 700 долларов США. Это, пожалуй, самый мощный и сбалансированный редактор из всех. Во-первых, очень сильные инструменты рисования. Даже одной мышью, без планшета, можно нарисовать вполне внятную картинку в мультяшном стиле. Мастера умудряются рисовать довольно шедевральные вещи. Во-вторых, автоматизация. Конечно, мультик Flash за вас не нарисует. Но помочь может существенно. В-третьих, это современно. И последнее: в CS4 уже есть «кости» – то, на чем стояли фанаты ASP. Они еще слабенькие, но уже имеются. Вот такие программы есть на рынке. С чего начинать – выбирать вам. Я рекомендую Anime Studio как самую простую для освоения новичками. Впрочем, Flash Professional тоже не слишком сложен – если не лезть очень глубоко. |