На самом деле - не столько въезд, сколько влет. По суше в нее не попасть, а на корабле я в страну не проникал.
Первое, с чем вы столкнетесь - заполнение двух форм: иммиграционной и
таможенной. Их выдадут в самолете - на английском языке, разумеется,
если только вы не предпочтете японскую версию. Сами формы несложны, но
вам потребуется указать адрес пребывания (если адресов несколько -
первый) и номер паспорта, так что и то, и другое должно быть под рукой.
Образцы заполнения форм есть в электронной развлекательной системе, а
также в одном из журналов, который наверняка лежит в кармашке на впереди
стоящем сиденье. В крайнем случае можете попросить помочь стюардессу,
но она почти наверняка будет занята по уши. Обратите внимание, что обе
формы заполняются с двух сторон. Также обратите внимание, что
иммиграционная форма состоит из двух частей. Та, что поменьше
(Embarkation card) на таможенном контроле будет скрепкой прикреплена к
паспорту рядом с визой. На этой части указывается номер рейса ОТЛЕТА из
Японии (в примере заполнения формы в журнале, который лежит в кармашке
сиденья, в этом месте ошибка). Впрочем, если ошибетесь, не страшно:
перед паспортным контролем при отбытии специальная девушка проверит
правильность заполнения и поправит в соответствии с посадочным талоном.
Подчеркну еще раз: ввоз в страну овощей и фруктов, мясных изделий и
т.п. запрещен. Так что постарайтесь съесть их до посадки, иначе придется
выбросить.
После посадки идите в основной толпе, ориентируясь по стрелкам, до
пункта паспортного контроля. Вам нужны стойки, помеченные как "Foreign
passports". К ним очередь минут на двадцать как минимум. После
прохождения контроля (с обязательной процедурой фотографирования и
снятия отпечатков пальцев - смотрите ролики на видеоэкранах) и получения
багажа вы попадете в таможенный отдел. Используется стандартная система
из "зеленого" и "красного" коридоров (без декларирования и с
декларированием соответственно). В "зеленом" отделе контроль очень
мягкий, даже без просвечивания - но могут и попросить открыть сумки.
После прохождения контроля вы оказываетесь в зале прибытия. Ищите
стенды со схемами аэропорта. Если выйдете на улицу, то окажетесь на
стоянке такси и автобусов. Наверняка вам не туда - до Токио и
железнодорожных станций следует добираться на поезде N'EX (Narita
Express), принадлежащем Japan Rail: это быстрее и куда как дешевле.
Ищите указатели и идите по стрелкам. Аэропорт сверху напоминает подкову,
от зала прибытия вам вправо метров пятьдесят до другой ее стороны и
спуска вниз. После спуска справа от лестницы - офис Japan Rail, где
можно обменять свой ордер JR Pass на проездной (см. следующий раздел),
прямо по курсу - вход на железнодорожную платформу, справа от которого -
офис продажи билетов (с проездным он вам, разумеется, не понадобится -
просто покажите проездной контролеру сбоку от турникетов).
Заодно опишу процедуру отлета из Японии. Запомните, в каком месте
находится зал прибытия. Зал регистрации и выход на отбытие находится в
том же самом здании на четвертом этаже. Для Аэрофлота стойки регистрации
располагаются в Терминале 1 примерно на уровне выхода наружу с номером
4. После регистрации и получения посадочного талона пройдите в сторону,
противоположную выходу, пройдите досмотр, спуститесь на этаж ниже,
пройдите паспортный контроль и пройдите к своему выходу на посадку. По
дороге у вас будет возможность избавиться от оставшихся йен в одном из
сувенирных или алкогольных магазинов.
В статье я не стану рассматривать перелеты внутри Японии, а также
аренду автомобиля. Самолет обычно садится далеко не везде, а автомобиль в
условиях левостороннего движения доставит вам массу неприятных ощущений
и выльется в огромные финансовые затраты (стоянка в городах очень
дорога). Поэтому в качестве средства перемещения между городами можно
рассматривать два варианта: автобус и поезд.
Об автобусе ничего сказать не могу: этот вариант я не рассматривал.
Основное средство перемещения между городами, на мой взгляд, это
железная дорога.
Жила-была когда-то большая, толстая и неповоротливая государственная
компания Japan Rail. Жила плохо, неэффективно, убыточно, а потому в
начале 80-х оказалась денационализирована и распродана по частям. Ее
наследницы до сих пор носят общее имя Japan Rail, однако с приставками
типа West или East. Хотя формально они являются членами одной группы,
здесь есть тонкости, имеющие к междугородным поездкам прямое отношение.
Чуть позже мы на них напоремся.
Как правило, однако, для вас как для необразованного пассажира есть
только компания Japan Rail (JR), и именно с ней вы и имеете дело. В
частности, ей принадлежат знаменитые суперэкспрессы-синкансэны, а также
большая часть железных дорог в Японии. Также она оперирует
железнодорожными ветками в некоторых городах типа Токио. Для нас она
исключительно важна вот почему: с ее помощью вы как иностранец способны
обрести почти неограниченную свободу перемещения по Японии.
Запомните термин "JR Pass". Это - нелимитированный проездной для
использования на любых линиях JR, включая синкансэны (кроме типа
"нодзоми" - о типах поездов ниже). Срок действия - одна, две или три
недели. Стоит соответственно 28300, 45100 и 57700 йен (текущую цену
проверяйте по ссылке http://www.japanrailpass.net/eng/en003.html). Для
детей - дешевле. Есть также "зеленая" версия, допускающая проезд в
"зеленых" вагонах повышенной комфортности, но она дает настолько
мизерные преимущества, что ее мы рассматривать не станем. Если есть
желание, читайте сайт самостоятельно. Купить проездной можно только за
пределами Японии, в России он продается только в московском офисе Japan
Airlines (адрес см. по ссылке
http://www.japanrailpass.net/05/en05_3.html). Турфирмы,
специализирующиеся на Японии, иногда предлагают услугу его приобретения,
но имейте в виду - их посредничество обойдется вам в лишних пару тысяч
рублей.
Если быть точным, за пределами России приобретается не сам JR Pass, а
ордер на его получение. По прибытии в Японию ордер следует обменять на
собственно проездной практически в любом офисе JR, в том числе в
аэропорту Нарита. Активировать его можно либо в момент обмена, либо с
любой указанной вами даты. Но имейте в виду: обмен состоится, только
если у вас в паспорте стоит туристическая виза "Temporary visitor visa",
никакая другая виза не годится. То есть если вы приехали с
бизнес-целями и честно о том объявили, то про JR Pass забудьте. Раз
активированный, проездной деактивирован быть не может и восстановлению в
случае утраты не подлежит.
Стоимость недельного проездного немного больше стоимости переезда из
Нариты в Киото и обратно в Токио - и не забывайте учитывать накрутку
турфирмы. С помощью сайта http://www.hyperdia.com/en/ вы можете заранее
прикинуть стоимость своих поездок по Японии, чтобы решить - выгодно вам
или нет. Учтите, что проездной действует также на линиях JR в Токио,
включая кольцевую линию Яманотэ (см. раздел о транспорте в Токио). Также
держите в уме, что сайт не учитывает стоимость резервирования билетов. В
дополнение JR Pass обладает небольшим дополнительным преимуществом: он
немного упрощает поездку, исключая общение с билетными автоматами. Для
прохода через турникет достаточно показать проездной служащему
(располагается слева или справа от ряда турникетов).
В теории проездной действует только при наличии паспорта, но у меня
за все время поездок линиями JR паспорт не спросили ни разу (собственно,
и на сам-то проездной не каждый раз смотрели: типа, раз топает себе
гайдзин с мордой кирпичом, значит, так надо). Кстати, в моем случае
двухнедельный JR Pass не окупился (с учетом накрутки турфирмы потери
составили не менее пятнадцати тысяч йен), так что считайте аккуратно.
Если вы не пользуетесь проездным, то схема оплаты проезда следующая.
На станции отправления вы покупаете в автомате билет на определенную
сумму. Нужная сумма определяется по схеме дорог над автоматами
(внимание! латиница может отсутствовать, так что заучивайте кандзи
названий или визуальное положение нужной станции) и является
фиксированной в соответствии с зоной, где располагается станция
прибытия. Выберите на тач-скрине раздел приобретения разового билета
(обычно кнопка слева вверху в ряду из трех кнопок столбиком), коснитесь
кнопки с нужной суммой и вставьте / вложите деньги в автомат. Некоторые
автоматы можно переключить на английский - ищите в интерфейсе кнопку
English. Для прохода к поездам следует сунуть билет в приемную щель на
турникете (ориентация билета не важна), пройти через него и забрать
билет с другой стороны. Для выхода с платформы нужно опять вставить
билет в щель и снова пройти через турникет. Одноразовый билет турникет
не вернет. Схема работает и для поездов, и для метро - но учтите, что
автоматы для метро и поездов разные и расположены в разных местах.
В случае, если вы проехали дальше, чем планировали, придется
доплатить - либо в автомате с названием "Fare adjustment machine" (не
пользовался, деталей не знаю), либо служащему у турникета. Если вы не
знаете, куда едете, или вам лень разбираться, берите билет на
минимальную сумму - доплатите при выходе.
Альтернативой являются проездные, приобретаемые на день-два, а также
пополняемые карты. Если вам это интересно, информацию (на английском) по
разным городам можно найти по ссылке
http://www.japan-guide.com/e/e2359.html. В Киото, например, можно купить
однодневный проездной на автобус за 500 йен (при фиксированной
стоимость проезда 200 йен), а в Токио за 800-1000 йен - однодневный
проездной на метро (при типовых 3-4 поездках в день совсем не факт, что
окупится). Плюс к тому есть пополняемые карты PASMO и SUICA типа
"электронный кошелек", но они нам сейчас неинтересны (если вам лично
интересно, информация - по той же ссылке).
Упомянутый выше сайт http://www.hyperdia.com/en/ весьма полезен при
планировании своих поездок на большие расстояния, причем не только
поездами, но и автобусами и самолетами. Он также позволяет исключить из
рассмотрения синкансэны-"нодзоми", что облегчает поиск. Рекомендую для
планирования. Учтите только, что страничка с фильтрами появляется лишь
после первого поиска.
Если вы не пользуетесь проездным, каждую поездку вам придется
оплачивать отдельно. Стоимость зависит от типа поезда (обычный - одна
цена, экспресс - другая, синкансэн - третья и т.п.). В дополнение можно
(и нужно) резервировать место заранее. Резервирование стоит
дополнительных денег, иногда весьма существенных - так, для
Нарита-экспресса оно стоит в районе полутора тысяч и фактически
удваивает цену билета. Для владельцев JR Pass резервирование бесплатно.
Нерезервированные места в синкансэне есть только в нескольких вагонах
(например в первых трех-четырех из шестнадцати), и в этих вагонах может
набиться толпа народу, что особенно типично для выходных и праздничных
дней. В результате вам придется пару часов поездки стоять на одной ноге в
набитом тамбуре, как в советской электричке. Причем тамбур синкансэна
для этой цели приспособлен куда как хуже, свидетельствую по собственному
опыту поездки из Киото в Хиросиму. Если вам нужно проехать недалеко
(скажем, от Киото до Син-Осаки), то резервирование не нужно, но если вы
едете на большие расстояния, например из Токио в Киото, то без него
плохо. В дополнение билет резервирования послужит вам дополнительной
подсказкой, на каком поезде, во сколько и до какого места вы едете
(маршрут может оказаться составным, с пересадками). Билет резервирования
- дополнительная бумажка, в турникет ее совать не надо.
Перемещение в поездах достаточно просто. В синкансэнах используются
электронные табло с указанием следующей станции, причем названия
приводятся как на японском, так и на английском, а также дублируются
голосом на обоих языках. Развитая система англифицированных электронных
табло и дублирование голосом на английском присутствует и на поездах JR в
Токио (в частности на кольцевой линии). На поездах за пределами Токио в
зависимости от их возраста таких табло может не оказаться, да и
дублирование голосом на английском может отсутствовать. В этом случае
ориентируйтесь на следующие фонетические конструкции:
1) "Цуги ва НАЗВАНИЕ" - "Следующая станция НАЗВАНИЕ". На электронных
табло соответствующая конструкция - 次は (глагол "цугу" - "следовать").
2) "Мамонаку НАЗВАНИЕ" - "Поезд прибывает на станцию НАЗВАНИЕ". На электронных табло обычно пишется хираганой: "まもなく НАЗВАНИЕ".
3) Дэнся (電車) - буквально "электромашина": все, что ходит на
электричестве, от уличных трамваев до синкансэна. После слов "коно дэнся
ва..." ("этот поезд...") обычно идет перечисление ключевых станций,
через которые проходит поезд.
4) "Тадаима НАЗВАНИЕ" - "Поезд находится на станции НАЗВАНИЕ". Обычно
горит на табло только на остановках, причем не всегда. Может быть
написано как хираганой (ただいま), так и кандзи (只今).
Первая конструкция обычно очень хорошо разбирается на слух, а
название повторяется дважды, так что проблем у вас возникнуть не должно.
Для чтения электронных табло вам, разумеется, потребуется знать, как
название станции пишется с помощью кандзи.
В дополнение - еще несколько терминов, которые могут оказаться полезными:
1) Нориба (обычно пишется хираганой - のりば) - остановка, стоянка, платформа.
2) Киппу (тоже обычно пишется хираганой - きっぷ) - билет.
3) Сэн (線) - линия, в данном контексте железнодорожная. Например 山手線 (Яманотэсэн, кольцевая линия Яманотэ в Токио).
4) Эки (駅) - станция, вокзал. Кандзи 前 ("дзэн / маэ") означает
"перед". Соответственно, "экимаэ" (駅前) означает "привокзальная площадь".
Например: 京都駅前 - привокзальная площадь станции Киото.
Название станций на платформах всегда указывается в трех вариантах: кандзи, кана и латиница.
Существует несколько типов поездов, отличающихся скоростью и
стоимостью. Для каждого из них я дам как русское определение, так и
кандзи и английские термины, использующиеся в обозначениях в расписаниях
и на табло.
1) Локальные (local 普通), останавливающиеся на каждой станции (какуэки кэйся 各駅停車).
2) Быстрые (rapid, кайсоку 快速) - некоторые станции пропускаются. Та же цена, что и локальные линии.
3) Экспресс (rapid, кю:ко 急行) - пропускает еще больше станций, чем быстрый. Дополнительная плата 500-1500 йен.
4) Ограниченный экспресс (limited express) (токкю: 特急) -
останавливаются только на основных станциях и уступают по скорости
только синкансэнам. Дополнительная плата - 500-4000 йен.
5) Суперэкспресс (синкансэн) (新幹線) - останавливаются только на
крупных станциях и ходят по отдельным путям. Доплата - 800-8000 йен.
Синкансэны, в свою очередь, подразделяются на три типа (названия для простоты даю только латиницей):
1) "Кодама" (kodama, буквально - "дух дерева"), самый медленный.
Останавливается на максимальном количестве станций. В расписаниях
название выделяется синим цветом. Использовать следует только при
отсутствии других альтернатив или на малых расстояниях.
2) "Хикари" (hikari, буквально - "сияние"), средний по скорости.
Пропускает часть станций, на которых останавливается "кодама". Название
выделяется красным. Рекомендуется при наличии JR Pass. Разновидность -
"hikari RailStar". По-моему, отличается только более комфортными
вагонами (четыре, а не пять кресел в ряду).
3) "Нодзоми" (nozomi, буквально "надежда"). Максимальный по скорости,
выделяется желтым цветом. Недоступен владельцам JR Pass (бака гайдзин,
прикинувшись идиотом, может проскочить, но только в нерезервированном
вагоне).
Следует держать в уме, что, как упоминалось ранее, Japan Rail сегодня
- это не одна компания, а группа компаний (например JR East, JR West и
т.п.), контролирующих железные дороги в разных частях страны. Из-за
этого с перемещениями может возникнуть затруднение. Дело в том, что
между зонами влияния разных компаний ходит только синкансэн-"нодзоми".
"Хикари" и "кодама" ходят только в пределах одной зоны. Так, из Киото на
запад страны (в Хиросиму и т.п.) без "нодзоми" напрямую не попасть
(владельцы JR Pass, примите к сведению). Придется сначала ехать до
станции Син-Осака (Shinosaka, Новая Осака) и делать там пересадку. И
зарезервировать билет на синкансэн из Син-Осаки в Хиросиму в самом Киото
нельзя. Придется либо ехать в нерезервированном вагоне (именно из-за
этого я и оказался в тамбуре), либо выходить за турникеты, искать офис /
кассы JR, делать резервирование (и не факт, что на ближайший поезд),
после чего снова проходить через турникет.
Напоследок запомните ссылку http://www.jreast.co.jp/e/nex/index.html.
Это расписание поездов Narita Express. Пригодится как минимум для
планирования поездки в аэропорт из Токио. Обратите внимание - все поезда
проходят через станцию Токио, но отправляются с других станций
(Икэбукуро, Йокогама и т.п.) Возможно, оттуда вам окажется ехать
удобнее. Билет на N'EX продается только с резервированием, стоимость
проезда от вокзала Токио до Нариты составляет 2940 йен. Купить его можно
в автоматах возле входа на платформу синкансэнов и скоростных поездов
на первом подземном этаже вокзала (ищите на указателях изображение
самолета и Marunouchi Underground North Entrance). У автоматов есть
английский интерфейс, а если не разберетесь - рядом специально на такой
случай стоит англоговорящая девушка. Если вы прибываете на вокзал Токио
по железной дороге JR, то по стрелкам к N'EX вы можете спуститься
напрямую к платформе экспресса, не проходя через турникеты, но до
билетных автоматов вы так не доберетесь. |